"Прямое страхование" — технология заключения договоров без посредников

20.05.2009
Дешево, быстро, современно. Всего год назад на российский страховой рынок пришла новая услуга - Прямое страхование. Смысл модели состоит в том, что страховщик общается с клиентом без помощи посредников. Следовательно, услуга обходится дешевле. Еще одно преимущество - отсутствие большого количества бумаг, что значительно экономит время.

Поставив перед собой цель найти автомобильный страховой полис на треть дешевле рынка, достаточно зайти в Интернет. Время диктует новые правила, когда для потребителя важно получить услугу, в первую очередь, быстро. А желательно, и дешево.

"Если раньше образ агента госстраха СССР - это пришел такой товарищ с папкой, посидел, чайку попил, поговорил о том, о сем. Скажите, у кого сейчас есть время сидеть по несколько часов с агентом и обсуждать условия страхования - долго",- вспоминает о прежних временах Георгий Аликошвили, генеральный директор страховой компании "Intouch".

Прямое страхование - термин, появившийся в России около года назад. По сути, это технология заключения договоров без посредников. Для ее развития нужны два условия. Первое - активная позиция страхователя, когда клиент сам обращается в компанию. Второе - относительная простота, что означает возможность дистанционно заключить договор в тех случаях, когда страховой продукт легко стандартизировать. К таким "коробочным" версиям страховок можно отнести автомобильные полисы ОСАГО и КАСКО, страхование выезжающих за рубеж, некоторые формы страхования недвижимости.

2008 год показал эффективность модели продаж без посредника. Компания "Intouch" занимается только прямым страхованием. Среди коллег по цеху показала лучшие результаты. Объем сборов по автокаско - 263 миллионов рублей. Выплаты по страховым случаям - четверть этой суммы. С точки зрения бизнеса, результат хороший. Но если сравнивать с лидерами российского рынка, "Intouch", по объему сборов, занимает лишь 42 место.

В целом в России доля прямых продаж и вовсе близка к нулю. Причин несколько. Первое и главное - большие капитальные затраты на первоначальном этапе. В прямом страховании, конечно, не требуется содержать затратную сеть офисов и платить комиссию агентам. Но на первый план выходит задача раскрутки, узнаваемость бренда.

"Для того, чтобы бренд узнали на рынке, его необходимо раскручивать. Нужны очень большие вливания в рекламу, в маркетинг, в продвижение. Рекламные бюджеты таких компаний оцениваются от 5, 10 и более миллионов долларов в год",- прокомментировал ситуацию Эльнур Сулейманов, заместитель генерального директора ОАО СК "РОСНО".

По идее, экономия на агентских комиссионных может составлять от 20 до 30% от совокупных сборов. Это позволяет предлагать тарифы ниже, чем у лидеров рынка. Но 2009 год - год кризиса, в том числе и для страхового рынка. По оценкам рейтингового агентства "Эксперт", в этом году объем рынка страхования автокаско сократится на 29%. Для сравнения, до этого он достаточно долго показывал активный рост - увеличение объема взносов на 20-30% ежегодно. В таких условиях битва за клиентов обостряется, и на первый план выходит именно цена полиса.

По заверениям самих страховщиков, уровень удовлетворенности тех, кто уже купил полис без посредников - 76 процентов. Но насколько приживется в России модель прямого страхования, можно будет рассуждать только через несколько лет. Пока новая система работает в тестовом режиме.