Какие меры по сокращению издержек будут наиболее популярными среди страховщиков в 2009 году, какие - наиболее эффективными?

02.02.2009
Георгий Аликошвили, генеральный директор СК "Интач Страхование":
- Если вести речь о классических страховых компаниях, то можно ожидать, что они в первую очередь сократят комиссию агентам, затраты на персонал и, возможно, сам персонал. Вероятен также отказ от офисной модели продаж для тех, у кого она есть. Многим придется пересмотреть бизнес-процессы с точки зрения дублирования, обращая при этом внимание на их эффективность. Подобные меры могут быть вполне эффективными, если подходить к этому вопросу рационально и стратегически, а не бездумно сокращать расходы любой ценой просто для того, чтобы что-то сократить.
Кроме того, произойдет и уже происходит резкое сокращение выплат со стороны крупных страховщиков, т.к. многие вели так называемую "неконсервативную" инвестиционную политику. С проблемой недостатка резервов столкнутся именно лидеры рынка.
В то же самое время мы убеждены, что многие автовладельцы будут продолжать страховать свои автомобили и при этом захотят сэкономить. Поэтому сейчас наступает время новых перспективных моделей бизнеса, которые смогут позволить клиентам приобретать полноценную страховку за доступные деньги. Это позволяет сделать именно модель direct-страхования. В то время как традиционные страховые компании заняты перестройкой своих бизнес-процессов, оптимизируют издержки и сокращают количество агентов, мы просто продолжаем эффективно работать. В модели direct-страхования, используемой в "Интач", изначально нет агентов, значит, некого увольнять, а процессы внутри компании отточены и систематизированы. Мы уверены, что в условиях кризиса direct-страхование способно в полной мере раскрыть все свои преимущества.

Егор Волков, генеральный директор СК "Контакт-Страхование":
- Представляется, что меры, принимаемые и планируемые страховщиками, не будут особенно отличаться от "общерыночных". В этом смысле перед кризисом все компании равны - независимо от отрасли и сферы деятельности. Понятно, что чем тяжелее та или иная отрасль переживает кризис, тем более жесткими будут принимаемые меры по сокращению издержек. Но, в общем, основные направления этих действия примерно понятны:
- сокращение числа дополнительных офисов;
- "замораживание" деятельности по открытию филиалов;
- пересмотр кадровой политики (прекращение приема новых сотрудников и сокращение уже имеющихся, особенно в таких "незарабатывающих" подразделениях, как маркетинг, аналитика и пр.);
- сокращение фондов премий, социальных пакетов для сотрудников и пр.
- урезание рекламных бюджетов, бюджетов на маркетинговые и прочие исследования (хотя есть многочисленные примеры из российской и международной практики, свидетельствующие о том, что именно агрессивная и продуманная, то есть основанная на исследованиях и реализованная через грамотно спланированные рекламные кампании, маркетинговая политика помогает компаниям не только выжить в кризис, но и занять более широкую нишу на рынке);
- остановка IT-программ, затрат на переоснащение компьютерного парка и прочей оргтехники (хотя это тоже весьма спорный момент, поскольку очевидно: автоматизация и компьютеризация ряда производственных процессов как раз и ведет (должна приводить) к сокращению издержек на содержание штата сотрудников, оборудования рабочих мест для них и т.д.).
В целом, как мне кажется, руководителям компаний сейчас очень важно взвешивать и реально оценивать долгосрочные последствия сегодняшнего сокращения издержек. В перспективе необдуманная экономия сегодня может привести к гораздо более высоким затратам завтра.

Ханнес Чопра, генеральный директор РОСНО:
- Эффективность тех или иных методов сокращения расходов нужно оценивать исходя из того, какая цель преследуется и что послужило причиной. Если нужно оптимизировать бизнес, повысить конкурентоспособность и получить более высокую прибыль - это один путь. Если причина сокращения в нехватке наличных средств - другой. Если у компании серьезные проблемы с платежеспособностью - это вообще отдельный разговор.
При анализе всех этих ситуаций в первую очередь нужно обращать внимание на такие группы расходов, как аквизиционные; расходы на бэк- и мидл-офис, а именно - на андеррайтинг, урегулирование убытков, финансовый блок; расходы на специальные проекты, касающиеся, в частности, информационно-технологического обеспечения.
Очевидно, что если компания не является игроком "первого эшелона", если положение дел по-настоящему критическое, выбирать особенно не приходится. Все, что не приносит прибыли, нужно ликвидировать, и эффективной будет любая мера. Однако я считаю, что бизнес, который хочет выжить, должен в меньшей степени экономить на расходах по обслуживанию клиентов. Осторожными надо быть и с сокращением расходов на ИТ, потому что оно приведет к потере эффективности в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Если главная цель экономии - оптимизация, то начать можно с сокращения инвестиций в развитие агентской сети, закрыть неэффективные продающие подразделения, сократить численность бэк- и мидл-офиса.
А вообще любое сокращение расходов должно начинаться с определения факторов, вызывающих их увеличение. Снижение издержек - это скорее вопрос отношения каждого к тому делу, которым он занимается, чем набор каких-то конкретных мер. Процесс оптимизации по большому счету эффективен лишь тогда, когда он становится частью корпоративной культуры. Хотя такой подход на нашем рынке встречается крайне редко. В большинстве случаев корпоративная культура нацелена на максимальный рост и, к сожалению, очень часто - на продажи любой ценой. За всем этим как-то уходит в тень вопрос о необходимости получать прибыль.
В наши дни практически невозможно делать какие-то прогнозы, и никто не знает, что будет дальше. Одни говорят, что рынок упадет на 30%, другие - что он вырастет на 10% или на 15%. Каждый из участников рынка выбирает, каким образом ему приспособиться к ситуации. Наша компания, по моим оценкам, сейчас находится в стабильном, "здоровом" состоянии. Мне не приходится из-за кризиса срочно принимать радикальные меры. Однако ситуация может измениться. Мы внимательно следим за происходящим и будем действовать в зависимости от текущих изменений. Обновленная структура компании позволит нам реагировать быстро и эффективно. Сокращение персонала, зарплат, закрытие точек продаж в РОСНО не произойдет внезапно. Если мы все же столкнемся с такой необходимостью, я придерживаюсь логики, что одна большая "чистка" будет более понятной и менее болезненной, чем несколько мелких: лучше сразу все урезать на 15%, чем пять раз сокращать по 3%.

Илья Соломатин, заместитель генерального директора "Ингосстраха":
- Часть мер уже принята - это сокращения персонала, кроме того, наверняка будут достаточно серьезно пересмотрены маркетинговые, рекламные и спонсорские программы. Также я не исключаю, что страховой рынок в целом и отдельные компании пойдут на такую меру, как снижение агентской комиссии. Она, мягко говоря, была сильно завышена в последнее время.
Кроме того, возможно продолжится и процесс сокращения заработной платы. На рынке большинство игроков уже приняли подобные меры. Также были сокращены программы премирования и бонусов.
Наверняка большинство компаний займется оптимизацией расходов и работы, которая будет обусловлена более жесткой конкуренцией. И, соответственно, я не исключаю, что к середине года - во втором полугодии произойдет сокращение числа участников страхового рынка. В целом мы прогнозируем серьезное сокращение объема совокупной страховой премии на рынке. Это связано с тем, что из-за кризиса расходы на страхование не будут относиться к числу популярных.
Страховщики будут вынуждены замещать потери путем более углубленной работы с крупными корпоративными клиентами, акцентироваться на обязательных видах страхования, а также на тендерах, проводимых государством, и ответственности по госконтрактам.
Лекарств от болезни много, но, как всегда, каждый будет искать что-то свое. Скорее всего, каждая компания изберет собственный путь по оптимизации расходов: у компаний ритейлового сектора они явно будут отличаться от страховщиков корпоративного имущества. Универсального лекарства не существует.

Сергей Тищенко, генеральный директор "МСК-Стандарта" и "Московской страховой компании":
- Самым популярным в 2009 году будет сокращение издержек на персонал, в основном в непродающих подразделениях: сокращение сотрудников, уменьшение премиального фонда, социального пакета и т.д. Тогда как наиболее результативными мерами могли бы стать реструктуризация бизнес-процессов для исключения дублирующих функций, повышение степени взаимодействия и эффективности продающих, обрабатывающих и обеспечивающих подразделений, что в конечном итоге приводит к сокращению расходов на ведение дел компании.

Виктор Алексеев, административный директор СК "МАКС":
- В первую очередь страховщики будут замораживать инвестиционные проекты, требующие привлечения дополнительных финансовых и человеческих ресурсов: В первую очередь свернут ИТ-проекты, маркетинговые исследования, затраты на разработку новых продуктов. Продолжится политика по минимизации затрат на поддержание инфраструктуры: транспорт, телефонию, Интернет. Также страховщики закроют нерентабельные офисы продаж, сократят размеры арендной платы для размещения точек продаж, тем более что собственники помещений "подвинутся в цене".
Эффективнее всего будут целенаправленные усилия компаний по борьбе со страховым мошенничеством, в котором нередко задействованы клиенты, агенты, сотрудники ГИБДД, автоэксперты.
Для этого требуется иное качество работы служб безопасности страховщиков, служб по урегулированию убытков. По статистике нашей компании частота наступления страховых случаев по автострахованию (ОСАГО, каско) в Москве составляет 75% от общего числа заключенных договоров, а в регионах - 50%. Парадоксально, что при этом в регионах убыточность значительно выше, чем в Москве. Мы связываем этот факт с низким качеством работы служб по урегулированию убытков на местах, а именно - с отсутствием выстроенной политики взаимоотношений со СТОА, независимыми экспертизами, низкой профессиональной подготовкой персонала филиалов, урегулирующих убытки. Этот сегмент бизнеса видим наиболее эффективным инструментом сокращения издержек.