Тяжелый год

18.12.2008

В следующем году участниками рынка автострахования будут двигать два разнонаправленных желания. Первое - выжить в условиях постоянно снижающегося объема поступающих премий, а второе - заняться демпингом, чтобы хоть как-то нейтрализовать последствия сокращения премий.
Страховщики уверены: не все компании смогут встретить 2010 год.
"Прежде всего пострадают корпоративные виды страхования. ОСАГО не будет демонстрировать существенного роста", - считает гендиректор «Интач Страхование» Георгий Аликошвили. По его мнению, снижение продаж автомобилей в кредит окажет влияние на количество новых автомобилей и, как следствие, на объемы рынка КАСКО. "Однако не стоит драматизировать ситуацию, - говорит Георгий Аликошвили. - По нашим прогнозам, рынок КАСКО все равно продолжит расти, пусть и не такими стремительными темпами, как раньше".
По мнению заместителя гендиректора "Страхового дома ВСК" Евгения Уфимцева, несколько лет работы на растущем рынке привели к тому, что многие страховщики позволили себе сконцентрироваться на сегменте новых автомобилей.
"В новых экономических реалиях страховщикам придется диверсифицироваться, равномерно распределяя свои усилия по завоеванию рынка во всех сегментах, - считает Евгений Уфимцев. - Мы прогнозируем уход с рынка страховых компаний, которые в период кризиса из-за большой доли автострахования в своем портфеле испытали серьезные сложности".
Начальник управления автострахования СГ "Межрегионгарант" Алексей Мишин считает, что обострение конкуренции "будет побуждать компании более тщательно сегментировать свои продукты, ориентировать их на более узкие сегменты? создавать новые условия". По его мнению, в будущем году возможны проблемы с выплатами у части страховщиков, причем число таких компаний будет расти. "С трудностями столкнутся не только мелкие региональные компании, - отмечает Алексей Мишин. - Многие страховщики ОСАГО платили завышенные комиссии, это в условиях кризиса ставит их финансовую стабильность под серьезную угрозу".
"На рынке автокаско мы рассчитываем на рост 5 - 7%", - сказал РБК daily Георгий Аликошвили. Он пояснил, что «Интач Страхование» не продавала страховые полисы каско через банковские каналы: "Основа direct-страхования - непосредственные продажи клиентам по телефону, и мы не рискуем потерять клиентов, купивших автомобиль в кредит".
"Часть страхователей может полностью отказаться от каско или же с целью снижения материальных затрат страховать транспортное средство на менее выгодных для себя условиях, с франшизой или с ограниченным набором сервисных услуг", - полагает руководитель департамента разработки страховых продуктов САО "Метрополис" Любовь Кононенко.
Между тем ряд участников рынка автострахования считают, что финансовые трудности вполне могут спровоцировать рост страхового мошенничества, причем активность вырастет как со стороны организованных преступных групп, так и со стороны одиночек, желающих "нагреться", - это также обусловит рост убыточности. Сокращение сборов по другим видам страхования, дефицит инструментов для размещения средств и получения инвестиционного дохода также не добавляют стабильности активным участникам рынка автострахования - в таких условиях они очень стеснены в резервах, а значит, вряд ли смогут "платить с колес", как это до сих пор практиковалось на рынке.
По мнению Алексея Мишина, из-за подобных проблем вполне возможно банкротство до половины компаний, особенно тех, кто не позаботился о диверсификации портфеля. Он добавил: "Каких-то глобальных катаклизмов в области выплат по ОСАГО это не вызовет, так как существует гарантийный фонд по ОСАГО. Однако возмещение ущерба из фонда в короткие сроки затруднено, поэтому лучше страховаться в тех СК, которые не испытывают и не будут испытывать в будущем проблем с выплатами".
Бороться с проблемами страховщикам, однако, придется банальными способами. По мнению директора департамента автострахования "ERGO Русь" Алексея Якушина, помогут обычные для любой сложной финансовой ситуации меры: "Сокращение издержек, выявление наиболее качественных профилей клиентов и создание специальных страховых продуктов и программ по выделенным сегментам, повышение качества обслуживания и строгое соблюдение всех законодательных норм и правил".
Алексей Мишин отмечает, что компаниям также нужно серьезно пересмотреть взаимоотношения с партнерами. "В некотором смысле, - поясняет он, - сотрудничество с банками и автосалонами строится для страховщиков по известному принципу: вход - рубль, выход - два. Страховщик, платя завышенную комиссию, сталкивается с повышенной убыточностью, которую приходится покрывать за счет новых договоров, проданных через тот же канал".
Чтобы выйти из этого порочного круга, компания должна обладать определенными резервами, которые бы покрывали убытки по текущим договорам, в то время как объем поступлений по новым сокращается. При этом, добавляет Алексей Мишин, "автосалоны скорее всего не согласятся на заметное снижение комиссии и будут искать новых партнеров, пройдет определенное время, прежде чем аппетиты автосалонов и банков придут в соответствие с реалиями рынка". Соглашаться на сотрудничество же будут компании, которым будет необходимо наращивать свой портфель. В условиях кризиса это будет означать только то, что владельцы такой компании решили покинуть рынок с туго набитыми карманами.
Стремление набрать премию любым способом приведет к тому, что на рынке в любом случае появятся компании, готовые идти на демпинг. Как заявлял ранее глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев, "главная проблема для лесных зверей при снижении уровня воды в источнике не в его пересыхании, а в том, что они могут начать метаться, толкаться и затоптать сам источник". Поэтому главными опасностями в следующем году он считает "демпинг, завышение комиссионных выплат посредникам, расходы на подарки клиентам и необоснованное расширение страхового покрытия по полисам".
"Уже сейчас крупнейшие страховые компании объявили о значительном снижении стоимости автострахования.
Это, на мой взгляд, может привести к очень трагичным последствиям для всего сегмента автострахования, - считает Алексей Якушин. - Ведь средние и небольшие страховщики часто следуют в фарватере крупных компаний, не имея при этом достаточного финансового ресурса для полного исполнения взятых обязательств. Однако в любом случае демпинг не является самым разумным решением в нынешней ситуации".
"Каждая страховая компания выберет свой путь. На мой взгляд, демпинг проще. Труднее обстоит дело с низким уровнем страховой культуры в России: страхователи так до конца и не понимают смысл включенной в страховой продукт франшизы, - уверена Любовь Кононенко. - По моему мнению, в новейшей истории российского страхования ни одна страховая компания, в массовом порядке предлагавшая физическим лицам демпинговые цены на автострахование и не имевшая в своем портфеле значительную долю премий по маржинальным видам страхования, красиво с рынка не ушла".
"В условиях кризиса демпинг - очень скоротечный диагноз. Если в обычное время демпинг может сказаться на стабильности страховщика через несколько лет, то в сложных экономических условиях все происходит гораздо быстрее, - добавляет Алексей Мишин. - Если компания не намерена свернуть бизнес и скрыться, то демпинга быть не должно. Это очень важно понимать и страхователям, так как демпингующие компании - это весьма реальные претенденты на скорое банкротство".
Вторым вариантом, с помощью которого страховщики смогут снизить стоимость КАСКО, является использование франшизы. Он однако пока не получил широкого распространения.
"Продукты с франшизой смогут начать играть заметную роль на рынке, - уверен Алексей Мишин. - К сожалению, пока добровольно франшизу выбирают не более 5% всех автовладельцев, но кризис может сделать этот инструмент минимизации временных и финансовых расходов участников страхового процесса очень популярным". "К франшизе у физических лиц негативное отношение сформировано давно, и для его изменения необходимо долго и массово проводить широкую разъяснительную работу, на что сейчас просто нет средств, - считает Алексей Якушин. - Страховщики, которые не сумеют в текущих условиях определиться со своей политикой в области автострахования, установить границы разумного снижения цены на страхование, а также потеряют контроль за постоянно меняющейся финансовой ситуацией, очень скоро лишатся финансовых резервов для исполнения взятых на себя обязательств".
С другой стороны, продукт с франшизой гарантирует снижение частоты страховых случаев и, соответственно, ведет к снижению убытков для страховщиков. Поначалу спрос на полисы с франшизой будет ограниченным, но постепенно будет расти. "В европейских странах, к примеру, почти все продукты продаются с франшизой, - добавляет Георгий Аликошвили. - Франшиза стимулирует страхователей заботиться о собственном имуществе более ответственно. Ведь, по сути, это базовый принцип страхования: страхователь обязан заботиться о своем транспортном средстве. Франшиза в данном случае является мощной мотивацией для покупателя, потому что ему в любом случае придется потратить какую-то сумму денег на ремонт автомобиля".
Между тем ряд участников рынка автострахования считают, что финансовые трудности вполне могут спровоцировать рост страхового мошенничества, причем активность вырастет как со стороны организованных преступных групп, так и со стороны одиночек, желающих "нагреться", - это также обусловит рост убыточности.

Юрий Нехайчук