Все дело в каско

24.10.2008
В 2008 году в Петербурге, несмотря на некоторое снижение темпов роста продаж, будет продано более 200 тыс. новых автомобилей на общую сумму порядка 3,8 млрд долл. Учитывая, что по статистике более 60% из них страхуются по договору каско, это может принести страховым компаниям свыше 200 млн долл. в виде премий. Так же как и автодилеры, страховщики ощутят снижение доходов за счет уменьшения доли машин, продаваемых в кредит. Ведь по условиям банков сейчас все они, а это до 50% от общих продаж, обязательно должны страховаться по каско. Теперь борьба между страховщиками может развернуться в основном за покупателей автомобилей, платящих наличными, которые подходят к вопросу стоимости обслуживания машины более взвешенно и требовательно.
Все большее значение при выборе той или иной модели для покупателя будут иметь условия ее страхования. Страховые компании будут существенно влиять на объемы продаж определенных моделей, считают эксперты, опрошенные РБК daily. Пока что страховщики нередко отсекают наиболее рискованные категории водителей и автомобилей за счет установки заградительных ставок. Для этой категории в сентябре - октябре многие ведущие страховые компании еще и "освежили" тарифы на каско. В итоге для большинства менее опытных автовладельцев страховка их автомобиля подорожала, причем у некоторых страховщиков по определенным моделям почти в два раза. Показавшие наибольший прирост продаж по итогам девяти месяцев этого года Mitsubishi Lancer X (5-е место по объемам продаж, +336% к уровню девяти месяцев прошлого года) и Honda Civic (17-е место, +221%) стали гораздо дороже. По словам директора компании "Первый страховой брокер" Юлии Костыговой, весной для водителя автомобиля Honda Civic старше 30 лет и со стажем восемь лет ее компания рекомендовала клиентам страховую компанию "Русский мир" с тарифом 6,48%, а сейчас тариф для такого же водителя и этого автомобиля составит уже 8,98%. А компания "Эрго Русь" осенью скорректировала тариф на Mitsubishi Lancer X с 7,76% весной до 12,8% в октябре.
"С начала года заметно, примерно в два раза, выросли ставки для молодых и неопытных водителей (до 22 лет возраст и до двух лет стаж вождения), - подтверждает руководитель отдела автострахования компании "Аларм-Моторс Форд" Елизавета Ревенко. - Мы постоянно ведем переговоры со страховщиками и боремся зачастую за каждую сотую процента, потому что понимаем, что от этого напрямую зависит привлекательность наших моделей".
"Цены на страхование подчинены тем же законам, что и все остальные товары и услуги, поэтому при двузначной инфляции в стране цены на страхование будут расти как минимум такими же темпами, - поясняет директор по страхованию ОАО "ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ" Федор Воронин. - Большинство клиентов уже сейчас начинают выбирать модель в зависимости от ставки страхования. И в дальнейшем стоимость страхования будет все больше влиять на продажи машин". "Сейчас такая зависимость наблюдается прежде всего по тем сегментам, где покупатель обращает особенное внимание на стоимость эксплуатации автомобиля, однако не за горами время, когда такая ситуация распространится на весь авторынок", - уверен директор управления маркетинга Северо-Западного дивизиона "Ренессанс Страхование" Алексей Образцов, отмечая, что сейчас по КАСКО страхуется порядка 60% новых автомобилей.
"Рост ставок по КАСКО в первую очередь связан с постоянным ростом стоимости ремонта автомобилей. Станции технического обслуживания автомобилей, особенно станции официальных дилеров, постоянно повышают стоимость нормо-часа, что повышает затраты страховщиков по выплате страхового возмещения", - объясняет руководитель департамента партнерских продаж "Росгосстрах-Северо-Запад" Дмитрий Синишев. По его словам, наиболее убыточны и потому имеют наиболее высокие ставки страхования отечественные марки, иномарки-малолитражки, у которых чаще случаются ДТП, и автомобили часто угоняемых моделей Mitsubishi, Lexus, Toyota. В "РЕСО-Гарантия" месяц назад снизились ставки на автомобили BMW, Subaru и Volvo, что напрямую связано с изменением стоимости нормо-часа на СТО их дилеров. Алина Куликова, заместитель директора петербургского филиала компании, добавляет, что постоянно корректируется и статистика угонов по тем или иным моделям, а это оперативно отражается на ставках по их страхованию.
"Если говорить о сегменте иностранных автомобилей эконом-класса (стоимостью до 20 тыс. долл.), то с начала года повышение тарифов в нашей компании для них составило примерно 15 - 17%. В сегменте транспортных средств средней ценовой категории (20 - 35 тыс. долл.) тарифы практически остались без изменения, а в сегменте более дорогих транспортных средств (бизнес-класс и выше) произошло даже снижение тарифов в среднем на 12 - 15%", - рассказывает начальник отдела страхования физических лиц департамента страхования автотранспорта РОСНО Дмитрий Кузнецов. Правда, это следствие стратегии компании по увеличению в своем кредитном портфеле доли дорогих автомобилей. Менеджер по маркетингу и рекламе "Аксель Моторс Север" (дилер BMW) Дарья Шаврина подтвердила, что в премиальном сегменте ставки страхования пока практически не имеют значения при выборе автомобилей. "Правда, при выборе, к примеру, BMW первой серии этот показатель уже становится важным", - соглашается она.
Одновременно с этим ставка по страхованию - серьезный показатель, по которому автодилеры конкурируют между собой, договариваясь напрямую со страховщиками по эксклюзивным условиям для своих клиентов. "Некоторые клиенты, которые сначала решают застраховать свой автомобиль самостоятельно, в итоге возвращаются к нам", - рассказывает Елизавета Ревенко. Сами страховщики предпочитают публично не обсуждать условия предоставления дилерам эксклюзивных условий. Неавторизованно они говорят, что, как правило, снижение ставок происходит за счет отказа дилеров от части комиссионных, которые могут составлять 10 - 30% от страховой премии. Однако нередки случаи, когда страховщики соглашаются снизить ставки и сами в случае гарантий дилером определенного объема застрахованных в конкретной компании машин.