Страховые дискаунтеры

15.09.2008
На страховом рынке зреет революция. Компании одна за другой отказываются от услуг страховых агентов и продают полисы по телефону и через интернет-сайт. Получается дешевле.

На столичных улицах, радио и телевидении все чаще стала появляться реклама, предлагающая автовладельцам приобрести страховые полисы на 10%, 20%, а то и 30% дешевле, чем у большинства страховщиков на рынке. Такую щедрость рекламодатели объясняют особенностью выбранной ими модели, именуемой "прямое страхование" (direct insurance). Ее суть заключается в том, что страховщик не тратится на вознаграждение агентам, а сам продает продукты, в том числе по телефону или через интернет.

Новые технологии

Direct insurance — довольно молодое по меркам страхового дела направление. Первая компания, сделавшая ставку на продажу полисов по телефону, Direct Line, была основана в 1985 г. в Великобритании Royal Bank of Scotland. По словам президента "Ренессанс страхования" Бориса Йордана, доля direct insurance в совокупной премии британских страховщиков от населения в 2006 г. составила 46%.

На российском рынке как минимум пять проектов анонсировали продажу страховок с помощью интернет-сайта и операторов колл-центра без агентов и прочих посредников. Пока речь идет исключительно об автостраховании. Это "Прямое страхование" (входит в Столичную страховую группу), "Интач страхование" (проект Intouch Insurance Group и ЕБРР), "Контакт-страхование" (совместный проект инвестфондов "Генезис капитал" и Russia Partners), "Ренессанс Direct" (проект "Ренессанс страхования") и "КИТ финанс страхование", "дочка" банка "КИТ финанс". Первые четыре уже ведут операции, последняя начнет продажи в конце сентября.

Деятельность прямых страховщиков чем-то похожа на работу интернет-магазинов, авиалайнеров-дискаунтеров — словом, тех, кто атакует традиционных продавцов, конкурируя с ними за счет более низких тарифов, рассказывает президент "КИТ финанс страхования" Андрей Мельников. А среди преимуществ таких компаний он называет способность быстрее реагировать на желания клиентов, оперативно корректируя тарифы и добавляя новые опции.

Стартовый капитал

Заявленные объемы инвестиций на проекты по прямому страхованию отличаются в разы. Так, "Прямое страхование" получило более $20 млн, "Интач страхование" рассчитывает более чем на $100 млн, "Контакт-страхованию" выделено $40 млн на три года, а "КИТ финанс страхованию" — $60 млн на четыре года.

"Ренессанс", говорит Йордан, потратит на масштабную осеннюю кампанию (все федеральные каналы, радио, интернет и наружка) $4 млн. Затраты "Контакт-страхования" в первый год работы схожи: по словам гендиректора компании Егора Волкова, $3-5 млн.

Такие страховщики рады не каждому клиенту. Сейчас они работают только в сегменте автострахования, прежде всего каско, где, в отличие от ОСАГО, государство не регулирует тарифы. "Прямое страхование" принимает на страхование автомобили, зарегистрированные только в Москве и Подмосковье, указано на сайте компании. Есть ограничения и по возрасту машины: авто российского производства не должны быть старше шести лет, а иномарки — не старше восьми. Клиенты компании должны быть гражданами России, не моложе 25 и не старше 70 лет, иметь не менее четырех лет водительского стажа, а также не попадать в аварии более одного раза за последние два года. Но в результате полис обойдется на 30-40% дешевле, чем у традиционных компаний, обещает гендиректор "Прямого страхования" Сергей Маршев. Авто старше семи лет "КИТ финанс страхование" на страхование не принимает, уточняет Мельников. Если стаж вождения и возраст водителя малы, будут применяться повышающие коэффициенты и полис обойдется дороже — стандартная процедура не только direct-компаний, но и традиционных страховщиков.

"Контакт-страхование" обещает, что его полисы будут "на треть дешевле", а "Интач страхование" — на 20%. По словам Волкова, например, если в среднем по рынку цена полиса каско на Nissan Qashqai колеблется между 5% и 9% от страховой суммы, тариф "Контакт-страхования" — около 4%. Тарифы страховщиков представлены в таблице на этой странице (допущены к управлению три водителя 25-27 лет со стажем вождения год, два года и пять лет). В большинстве случаев схема прямого страхования оказывается выгоднее.

Смычка с сетью

"Мы стратеги, а они финансовые инвесторы", — отзывается Йордан о других участниках российского рынка прямого страхования. Эти проекты занимаются только прямым страхованием, а "Ренессанс Direct" — отдельная история в рамках универсального страховщика, а потому может использовать преимущества "Ренессанса": опыт работы на рынке, известный бренд, капитал акционеров, сеть страховой компании, уточняет Йордан. Значимость онлайн-проекта он подчеркивает назначением на пост руководителя "Ренессанс Direct" Пола Бакстера, еще недавно возглавлявшего дивизион по автострахованию в компании Direct Line (сборы — 1 млрд фунтов), а до этого руководившего страховым подразделением в компании Tesco Personal Finance.

На сеть материнского банка рассчитывает и "КИТ финанс страхование", которая также будет заниматься и обслуживанием корпоративных клиентов компании "Класс" (прежнее название страховой "дочки" банка "КИТ финанс"), отмечает Мельников. Его компания ставит на три основных продукта: ОСАГО, полное каско и неполное каско — полисы страхования от угона без покрытия риска "ущерб", но с включением катастрофических событий, риска пожара например. За дополнительную плату клиент сможет выбрать ряд экстраопций: сбор справок, страхование от несчастного случая, дополнительное покрытие по ОСАГО и др. В дальнейшем линейка пополнится продуктами страхования имущества, страхования путешественников и т. д. Но 10 городами-миллионниками "КИТ финанс страхование" может и ограничиться. "Идти глубже в регионы нет смысла", — говорит Мельников. А вот тарифы на автострахование будут зависеть от вариантов урегулирования страхового случая: клиент сможет ремонтировать машину там, где пожелает сам (самый дорогой способ), выбрать ремонт у официального дилера, к которому его направит страховщик, и, наконец, ремонт у неофициального дилера или получение страховки наличными по тарифам этого дилера (самый дешевый вариант).

Пока другие direct-страховщики строят планы по развитию сети региональной, классические страховщики наращивают присутствие в интернете. Так, в 2007 г. продажи "Росно" через интернет принесли около 2% всех сборов. При том что число пользователей интернет-магазина страховщика возросло почти на треть до 15 000 человек по двум десяткам продуктов. Информацию отдельно по каско в "Росно" предоставить не смогли.

Этап зрелости

Все компании, работающие по модели direct insurance, в 2008 г. продадут автостраховок примерно на $30 млн, прогнозирует Мельников. Полисы на эту сумму через интернет и телефон Йордан планирует продать уже в следующем году, а с начала года прямые продажи его компании составили $2 млн. По данным Росстрахнадзора, сборы компании "Энергополис" (прежнее название "Интач") в первом полугодии — 43,3 млн руб. Компания не раскрыла, сколько премии собрала с момента начала работы, а также не уточнила, сколько пришлось на каско, сколько на ОСАГО.

Именно от объема сборов зависит капитализация компании, причем готовые проекты по прямому страхованию можно оценить примерно с такими же мультипликаторами, которые применяются к традиционным автостраховщикам, говорит аналитик "Эксперт РА" Павел Самиев. Правда, с учетом того, что расходы direct-страховщиков ниже, а рентабельность выше, они обычно дороже аналогичного размера классических компаний на 10-30%. Крупные федеральные компании с уклоном в автострахование в портфеле сейчас оцениваются в 1,5-1,8 годового объема собираемой премии, сказал Самиев.

В 2016 г., по расчетам Мельникова, доля проданных напрямую полисов составит 10% от общего объема рынка страхования автомобилей физлиц — $25-30 млрд. Волков полагает, что доля direct-продаж будет колебаться от 10% до 30% всего страхового рынка. Маршев надеется на 30-40%.

Прямые страховщики не составят конкуренцию "классикам" и в среднесрочной перспективе, парирует председатель совета директоров Страхового дома ВСК Сергей Цикалюк: "По нашим прогнозам, к 2010 г. лишь около 5% договоров страхования может заключаться через интернет".

В подготовке статьи принимал участие Иван Васильев.