К высотам сервиса

28.04.2008

Конкуренция на рынке автокредитования и страхования автомобилей перемещается в сферу качества услуг Рынок банковских и страховых продуктов в автомобильной области в нашем регионе можно считать сформированным. Ставки по кредитам и услугам КАСКО дошли до усредненных оптимальных значений. Теперь основные игроки констатируют, что главным условием успеха становятся отточенные бизнес-механизмы и качество предлагаемого продукта.

Конкуренция на рынке автокредитования и страхования автомобилей перемещается в сферу качества услуг

Рынок банковских и страховых продуктов в автомобильной области в нашем регионе можно считать сформированным. Ставки по кредитам и услугам КАСКО дошли до усредненных оптимальных значений. Теперь основные игроки констатируют, что главным условием успеха становятся отточенные бизнес-механизмы и качество предлагаемого продукта.

ДЕНИС КВАСОВ kvasov@time-samara.ru
КИРИЛЛ АФАНАСЬЕВ inform@time-samara.ru

Актуальность вопроса о совершенствовании системы взаимодействия автодилеров, банков и страховщиков подтверждается высоким потенциалом роста данного рынка. С одной стороны, эксперты в один голос прогнозируют сохранение положительной динамики продаж автомобилей в нашей стране в течение еще 3—4 лет как минимум. В России на тысячу человек приходится 160 машин, в Европе этот показатель составляет 400 авто, в США — 750. Следовательно, запас роста еще весьма внушителен. С другой стороны, — также далек от насыщения рынок автокредитов. Сейчас в нашей стране с привлечением банковских ресурсов продается, по разным оценкам, от 30 до 45% автомобилей. На Западе эта цифра составляет 80 — 90%.

Тем не менее, фаза бурного роста рынка автокредитования практически завершена. Если еще 5 лет назад игроков на рынке было не так много (в Самаре — 2-3 банка), а новые участники отчаянно демпинговали, то сейчас программы автокредитования предлагают практически все региональные финансово-кредитные учреждения, а также филиалы федеральных и иностранных банков. При этом ставки снижены до рекордных 6-8% в валюте и 10-15% в рублях. Сроки кредитования выросли до 5-7 лет, первоначальный взнос чаще всего составляет 10-40% от стоимости автомобиля. Большинство кредитных учреждений, по свидетельству участников рынка и аналитиков, находятся "в рынке" — процентные ставки и условия кредитных программ практически идентичны. Теперь на первый план выходит качество обслуживания, уровень сервиса, дополнительные услуги.

Несколько подпортил картину кризис ликвидности, развернувшийся после ипотечного скандала в США. Многие крупные игроки мирового финансового рынка стали выводить активы из стран с развивающейся экономикой, а привлечение "длинных" денег за рубежом стало проблематичным. Это несколько снизило объемы выдаваемых кредитов и усложнило процесс получения займов в отечественных банках. Впрочем, в основном это коснулось потребительского кредитования (как наиболее рискованного сегмента).

Страховщики также уверены, что продукты для автомобильного сегмента в ближайшие годы сохранят большую долю в общем объеме страхового рынка. По словам Александра Рабиновича, руководителя центра автострахования ОАО "Военно-страховая компания",
за последние два года рынок автострахования значительно продвинулся вперед в плане качества услуг и отношения людей к этой разновидности страхования. "Люди уже не произносят с ужасом "страховой агент", как это было во времена Деточкина. Теперь пользоваться страхованием уже не зазорно", — отмечает эксперт. Связано развитие этого сегмента страховых услуг, по мнению Рабиновича, со значительным увеличением количества транспортных средств.

К сожалению, в регионе уровень страховой грамотности населения еще не достиг должного уровня, — констатируют игроки рынка. И, в основном, львиная доля потребителей страховых услуг ориентируется не на качество предоставляемого продукта, а на стоимость. "Вопрос "Сколько?" до сих пор является превалирующим.

Произошло разделение страхователей. Безусловно, лишь те люди, которые приобретают дорогостоящую технику (от $20 тысяч), обращают внимание на качество, на бренд, на финансовые показатели компании, на ее опыт. Многие страховые компании стараются конкурировать на бесконечном снижении тарифа, однако, на мой взгляд, это бессмысленно и нерентабельно. Конкурировать компаниям надо за счет сервиса", — подчеркивает Александр Рабинович.

МНЕНИЕ
Георгий АЛИКОШВИЛИ,
генеральный директор ОАО СК "ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ":

Рынок, хотя и большой (в объеме), тем не менее будет еще развиваться. Основываясь на опыте Европейских стран — есть прогнозы показывающие, что рынок в ближайшие годы вырастет в несколько раз в количественном выражении. Но в качественном – он поменяется еще сильнее: во всех странах после прихода директ страховщика традиционные компании тоже были вынуждены поднимать сервис на новый уровень. Рынок Самары в данном случае не исключение.

Основная конкуренция будет перемещаться в разрез качества сервиса, удобства для клиента, т. к. сами по себе продукты не отличаются разнообразием. Причем все больший вес будет играть урегулирование убытков. Страховой полис будет все больше включать дополнительных сервисных услуг (как например, аварийные комиссары или КАСКО без справок). В течении нескольких лет наш рынок дорастет до появления нишевых продуктов, ориентированных на узкую аудиторию (например, автострахование для беременных).

Звенья "автодилер — банк" и "автодилер — страховая компания" будут существовать всегда, просто потому что есть клиенты, которым пусть и дороже, но удобно купить все в одном месте. И автомобиль, и кредит, и полис.

А звено "банк — страховая компания" зависит от усилий ФАС. Принятие соответствующего закона позволит закрепить законодательно возможность открытого выбора компании страховщика. Кроме того, это приведет к тому, что взаимоотношения банков и страховщиков станут более прозрачными для клиента, что незамедлительно скажется на качестве предоставляемых услуг.

Татьяна Фурсова,
менеджер по развитию бизнеса ООО "Русфинансбанк":

Рынок автокредитования растет не только за счет увеличения количества банков, работающих в этом сегменте. В Самаре появляется все больше автодилеров, представляющих различные бренды, все больше машин продается, увеличиваются квоты, предоставляемые автопроизводителями на наш регион. Например, в этом году квоты увеличены в среднем на 30%. Соответственно, растет и количество самарцев, приобретающих автомобиль в кредит. Наш банк рассчитывает в этом году нарастить кредитный портфель на 30%.

Мы работаем по спецпрограммам с двумя брендами — Kia и Ford. Это весьма выгодный продукт для клиента, поскольку он переплачивает всего 4-5%, а остальное возмещает производитель. Также мы запускаем ряд новых продуктов.

Что же касается конкуренции на рынке автокредитования, то ставки и условия, действительно, выровнялись и сейчас на первый план выходит скорость обслуживания и качество сервиса. Здесь имеет значение тот факт, что наша компания предоставляет экспресс-кредиты и имеет широкую сеть, то есть клиенту удобно оплачивать взносы по кредиту.

Владимир Шариков,
начальник сектора кредитования физических лиц Поволжского банка Сбербанка России:

Сбербанк несколько лет назад обозначил автокредитование как одно из ключевых направлений развития бизнеса, поскольку мы считаем этот сегмент очень перспективным. Более того, я абсолютно уверен, что в ближайшие несколько лет авторынок будет расти в первую очередь благодаря именно кредитным схемам. Наши граждане привыкают жить в кредит и понимают, что это удобнее нежели в течение длительного времени копить деньги на крупную покупку. Сейчас с помощью кредитов самарцы стали активнее покупать иномарки, благо в России запускаются до двух десятков автосборочных производств иностранных концернов.

Конкуренция на рынке автокредитования переходит в плоскость сервиса. С этой точки зрения Сбербанк выгодно отличается самой широкой филиальной сетью, большим количеством банкоматов и возможностью списания платежей по кредитам со счета клиента в банке. Это весьма удобно.

Денис Квасов, Кирилл Афанасьев