Застраховаться по телефону

15.02.2010
Через пять лет треть страховых полисов будет продаваться без участия агентов.

 К лету 2010 г. участники рынка ожидают череду банкротств и отзывов лицензий страховых компаний. Эксперты считают, что будущее за прямыми продажами и независимыми брокерами и агентами. В 2010 г. прогнозируется рост рынка прямого страхования на 70%. Страховщики полагают, что через пять лет треть полисов будет продаваться без участия агентов — посредством direct-страхования: через Интернет и по телефону.

«Самым показательным будет 2010 г. С учетом специфики страхования внешние эффекты в виде ограничений продаж, банкротств, отказов от лицензий могут начаться уже летом-осенью», — считает директор по страхованию и развитию бизнеса ОАО «Интач Страхование» Мария Мальковская. Согласно оценкам аналитиков, объем рынка страхования в России по итогам 2009 г. сократился примерно на 5-8%. «Мы не располагаем точной статистикой относительно изменения динамики страховых взносов и премий в Самарской области, но можно предположить, что в целом падение на региональных рынках могло достигать более существенных масштабов», —предполагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. В то же время, по оценкам аналитиков, в этом году можно ожидать роста рынка страхования. По расчетам рейтингового агентства «Эксперта РА», в 2010 г. страховой рынок вырастет на 5,6% по сравнению с 2009 г. и объем страховых премий может составить 556 млрд руб.

В 2009 г., несмотря на общее снижение объемов рынка компании, специализирующиеся на прямом страховании, показали прирост совокупного объема премий. Пока федеральная служба страхового надзора не подвела итоги года по рынку страхования, но аналитики ожидают, что объем премий в direct-страховании достигнет 1,9 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2008 г. на 130%. «На фоне общего снижения спроса в 2009 г. прямое страхование оставалось более устойчивым в силу сравнительно высокой ценовой конкурентоспособности, формирующейся за счет исключения посреднических операций», — объяснил Клягин.

В России direct-схемы применяются только в автостраховании, однако, по оценкам «Эксперт РА», доля прямых продаж таких полисов в I полугодии 2009 г. составляла всего 0,84%. Клягин предполагает, что по итогам года этот показатель может несколько увеличиться и превысить 1%. «На региональных рынках доля прямого страхования существенно ниже», — считает аналитик.

Специалисты «Эксперт РА» рассчитали, что в 2010 г. объем страховых премий в прямом страховании может показать прирост в 70% и достичь 3,1 млрд руб. «В 2011 г. с выходом из кризиса универсальные страховщики также запустят проекты по прямому страхованию, что приведет к ускорению роста этого сегмента. К 2012 г. доля прямого страхования в совокупных взносах по автострахованию достигнет 7% (в случае, если законодательство не изменится) или 12% (в случае, если полисы разрешат выписывать в электронном виде)», — говорится в докладе рейтингового агентства.

Руководитель компании «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев не столь оптимистичен в своих оценках влияния электронной документации на прямое страхование. По его мнению, принятие законодательного регулирования документов в электронном виде принесет как дополнительные плюсы, так и проблемы для страховщиков. «Автомобиль все равно необходимо перед страховкой осмотреть, а это подразумевает личную встречу, и, соответственно, смысл электронного документа теряется», — отметил он. Кокорев считает, что если полис оформлять в электронном виде без осмотра машины, то это повысит риски страховщиков.

Развитие direct-страхования, по мнению Кокорева, ограничивается в первую очередь отсутствием у потребителя достаточного объема информации, многие клиенты попросту не доверяют системе прямого страхования. Кроме того, по его сведениям, компании direct-страхования не всегда могут предложить дешевые тарифы из-за того, что вынуждены тратиться на рекламу. Клягин полагает, что помимо психологического фактора в развитии сегмента прямого страхования играет роль и целый ряд других технических и частично законодательных ограничений. Несовершенство нормативной базы в отношении электронно-цифровой подписи и электронного документооборота, сравнительно низкий уровень проникновения сети Интернет и систем электронных платежей и, соответственно, отсутствие развитой культуры приобретения товаров и услуг в онлайн-режиме, по мнению аналитика, сдерживают развитие прямого страхования.

Елена КОЗЛОВА, руководитель отдела корпоративных и розничных продаж дивизиона «Поволжье» группы «Ренессанс страхование»: — Рост финансовой грамотности населения и интернет-продаж в различных отраслях позволяет говорить о хороших перспективах direct-страхования и на отечественном рынке. Согласно недавно проведенному группой «Ренессанс страхование» опросу, 68% респондентов выказали желание купить полис КАСКО или ОСАГО через Интернет. По нашим прогнозам, в перспективе, через 5 лет прямые продажи займут порядка трети отечественного рынка автострахования.