Миллиард напрямую

22.12.2009

Кризис неоднозначно сказался на развитии прямого страхования — к такому выводу пришли специалисты рейтингового агентства "Эксперт РА" в ходе первого детального исследования специфики прямого страхования в России, партнером которого выступила компания "Интач страхование".
Несмотря на кризис, спрос на услуги прямых страховщиков растет: только за первое полугодие 2009-го в рамках прямого страхования было собрано около 1 млрд рублей страховых премий. По прогнозам "Эксперт РА", за этот год совокупный объем премий у данных компаний вырастет на 130% по сравнению с 2008 годом и в 2010-м достигнет объема 3,1 млрд рублей. Однако из-за кризиса повысилась стоимость финансирования прямых страховщиков (многие вышли на рынок только в 2008-м и являются по сути инвестпроектами, зависимыми от инвестиций собственников), был отложен запуск аналогичных проектов у универсальных компаний.
Поскольку особенности прямого страхования до сих пор плохо понятны не только отдельным страхователям, но и некоторым профессиональным участникам рынка, полагающим, что в прямом страховании нет ничего нового, стоит обозначить принципиальную разницу. Да, у многих страховщиков есть колл-центры и страховые калькуляторы на сайтах, но и прямое страхование — это не демпинг, а эффективная модель бизнеса, иначе говоря, страховая инновация, предполагающая использование мощной ИТ-системы и новых технологий (оформление полиса, внесение в него изменений и частично урегулирование проводятся удаленно). "Прямое страхование позволяет быстро накапливать детальную статистику по клиентам, увеличить уровень сегментации клиентской базы, оперативно исследовать спрос на различных рынках, иметь большую гибкость в ценовой политике", — отмечает преимущества прямого страхования перед агентскими продажами Алексей Янин, руководитель направления рейтингов страховых компаний департамента рейтингов финансовых институтов "Эксперт РА".
За счет своих неоспоримых преимуществ для клиентов (услуга зачастую дешевле и удобнее), например, в Великобритании уже сегодня до 75% полисов автострахования в рознице продается компаниями, использующими прямую модель продаж (без посредников, через call-центр и интернет), тогда как в России их доля пока ничтожно мала (0,8% от всех взносов по автострахованию). Вместе с тем уповать на то, что в России прямой канал продаж никогда не станет значимым и наши прямые страховщики не смогут набрать достаточно большой портфель (от 5-процентной доли рынка), чтобы достигнуть экономии на масштабе, все-таки не приходится. По мнению "Эксперт РА", один только пример с введением электронных билетов наглядно доказывает тот факт, что услуги прямых страховщиков будут востребованы. Однако до тех пор, пока прямые страховщики являются инвестпроектами, их собственные расходы (расходы на ведение дел - РВД) превышают среднерыночные показатели (в первой половине 2009 года они составили 92,5% против 44% в среднем по рынку). И только со временем, в долгосрочной перспективе РВД таких компаний становятся ниже, чем у традиционных страховщиков (15-17% против 18-30%).
Предполагается, что уже в 2011 году ряд универсальных страховщиков запустит проекты по прямому страхованию, что ускорит рост данного сегмента. Еще через год — к 2012-му, согласно прогнозу "Эксперт РА", доля прямого страхования в совокупных взносах по автострахованию достигнет 7%, а в случае если будут сняты законодательные ограничения и полисы разрешат выписывать в электронном виде, то и 12%.
Вместе с тем распространению прямых продаж также будут способствовать как создание единой базы по автомобилистам, либерализация рынка ОСАГО, так и надежность самих компаний и уровень качества предоставляемых ими услуг.

Ирина Гахова