ЗАТРУДНИТЕЛЬНАЯ УПРОЩЕНКА

07.02.2011

http://www.vkonline.ru/76344/article/zatrudnitelnaya-uproshenka.html


Автор: ЕЛЕНА АНДРЕЕВА

В 2009 году в нашей стране начала действовать система оформления ДТП европротоколом. Она позволяет регистрировать страховой случай без непосредственного участия сотрудников ГИБДД. Однако пользуются ею единицы - слишком сложна процедура оформления.


На слово не верят


Оформлять аварию без справок, конечно, было бы гораздо проще, чем мерзнуть, как сейчас, возле машины инспектора, отвечая на вопросы. Но, во-первых, мало кто знает, как правильно пользоваться упрощенкой, и, во-вторых, как самому оценить ущерб. Представим, что произошла авария. Жертв нет, оба водителя согласны, что один ехал на желтый, а другой - на зеленый. Но они же не автомеханики, чтобы определить, во сколько обойдется ремонт. Вдруг на станции техобслуживания скажут, что в 110 тысяч, а не в 10, как предполагалось?


Чтобы воспользоваться упрощенкой, участникам достаточно заполнить извещение о ДТП, в котором поставлены обе подписи, и предоставить его страховщику. Однако в извещении об аварии не только должен быть прописан порядок действий при ДТП, но и все риски, которые добровольно берут на себя обе стороны. Об этих нюансах многие просто не знают или не представляют, как правильно заполнить документ, и допускают ошибки. По статистике Российского союза автостраховщиков, компании отказывают в выплате по Европротоколу именно из-за неверного оформления извещения о ДТП в 79% случаев.


"За рубежом давно действует система упрощенки, - говорит председатель Самарской организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" Олег Мартин. - Участникам ДТП достаточно просто приехать в свою страховую компанию и сообщить о наступлении страхового случая - никто в нем не усомнится. У нас же больше шансов получить компенсацию, только отстаивая свое мнение в суде, но кто захочет тратить на это время и нервы? Проще согласиться на "синицу", то есть ту сумму, которую предлагает страховая компания, чем добиваться "журавля" с адвокатом".


Предельно непонятный


Страховщики, естественно, заинтересованная сторона, ведь именно они раскошеливаются, возмещая убытки, понесенные автовладельцами. И не всегда, говорят клиенты, им идут навстречу.


"Действительно, сегодня утверждать то, что система Европротокола в России прижилась, не станет, пожалуй, ни один участник рынка, - соглашается начальник отдела маркетинга департамента маркетинга и развития ОСАО "Россия" Мария Гуляева. - На изменение текущей ситуации может оказать положительное влияние дополнительная проработка предложенной системы урегулирования убытков по договорам, заключенным в рамках ОСАГО. В первую очередь, необходим документ, строго регламентирующий возможные причины отказа страховщиков производить выплату по тому или иному страховому случаю. Кроме того, этот документ должен быть предельно понятным клиенту - потребителю страховой услуги".


А среди населения, считает эксперт, целесообразно провести тщательную работу по разъяснению как самой специфики системы европротокола, так и в части подготовки и оформления всех необходимых сопроводительных документов. Как вариант, и сами страховщики могут способствовать изменению текущего состояния дел. Например, рассмотреть возможность дополнить комплект документов, передаваемых страхователю при заключении договора ОСАГО, материалом с подробными комментариями по заполнению извещения о ДТП и примерами по наиболее частым случаям.


Взрыва не будет


Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает законодательно закрепить схемы ДТП, которые используются для описания страхового случая в извещениях об аварии, но пока не являются официальными документами. Это позволит и страховщику сэкономить время на разбор ситуации, и самим клиентам быстрее сориентироваться и освоить практику оформления подобного рода документов. Другой вопрос в том, насколько данные схемы будут универсальны и позволят фиксировать тот или иной случай с достаточной степенью точности.


Еще одна инициатива - увеличение лимита возмещения по ОСАГО с 25 до 50 тыс. рублей. Отсутствие разногласий в оценке ущерба - основной принцип системы упрощенного оформления ДТП. И именно отсутствие опыта оценки стоимости причиненного ущерба служит поводом для отказа страхователей пользоваться системой Европротокол. Возможно, предложение увеличить лимит подвигнет отечественных автолюбителей договариваться друг с другом на месте. Мария Гуляева думает, что это может "развязать руки" страхователям.


"Спрос на систему повысится, - убеждена она. - Но мы бы не стали ожидать взрывного роста количества обращений с европротоколами и при условии расширения лимита. Менталитет российского человека таков, что мы предпочитаем подстраховываться и не принимать неоправданных поспешных решений. Кроме того, отсутствие опыта в оформлении необходимых документов и прочие тонкости обсуждаемого варианта урегулирования убытков в рамках договора ОСАГО не снимают многие другие спорные вопросы и, тем более, не снижают вероятность получить отказ в выплате".


А вот страховщикам, в свою очередь, предстоит более кропотливая работа в этом направлении, поскольку желающих воспользоваться случаем в корыстных целях станет намного больше.


Михаил Ефимов, директор по страхованию ОАО "ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ":


- В Европе уже много лет большинство ДТП оформляются без участия полиции. Россия пока делает первые шаги на этом пути. Без справок могло бы оформляться 70% ДТП, но низкая информированность населения о такой возможности, о том, как правильно это сделать, приводит к тому, что такая практика применяется слишком редко.


Олег Мартин, председатель Самарской организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов":


- Нужны изменения в законодательство, которые четко регламентировали бы отношения страховых компаний и владельцев полисов. Например, принимались в качестве бесспорного доказательства видеозаписи с места происшествия. Ведь сейчас практически каждый мобильный телефон оборудован камерой.