СТАВКА НА КАЧЕСТВО

14.03.2011

Автор: Наталья Данзурун

При выходе на рынок прямые страховщики для привлечения клиентов делали акцент на низкие тарифы. Столкнувшись с ухудшающим отбором, они переориентировали свои рекламные кампании на клиентов, заинтересованных в качественных услугах


В 2008 году рекламные кампании прямого страхования (оформление, продажа и сопровождение полисов страхования без участия посредников, при помощи интернета и/или телефона) подчеркивали тарифное преимущество и гарантировали предоставление скидок. Агрессивная реклама привлекала большое количество страхователей, которых интересовала лишь цена, а не качество услуг. Такие клиенты хотели " отбить " страховку или даже " заработать " на ней и заявляли мельчайшие аварии. Соответственно, убыточность портфелей была высока.


После накопления значительной статистики о клиентах прямые страховщики смогли лучше сегментировать страхователей по группам и выделить целевую аудиторию. Особенности прямого страхования заключаются в возможности дистанционного оформления полиса, в сокращении времени на его оформление и в возможности дистанционно урегулировать часть убытков. Поэтому целевой группой страхователей для прямых страховщиков стали люди, придающие большее значение качеству услуг, а не стремящиеся купить страховку по минимальной цене. Сегодня рекламные кампании прямых страховщиков сообщают потребителям о качественном преимуществе, а не о ценовом. Выгоду от такой переориентации подчеркивает Мария Мальковская, генеральный директорОАО "Интач Страхование": "Благодаря сервисным преимуществам нашего продукта наш портфель клиентов меняется в сторону более прибыльных. То есть, с одной стороны, к нам приходят более требовательные люди, а с другой стороны, мы можем выполнить наши обещания. В конечном итоге мы получаем дополнительную прибыль".


Позитивный эффект


Более качественная сегментация оказала положительное влияние на финансовые показатели прямых страховщиков. По оценкам " Эксперт РА ", рентабельность активов прямых страховщиков за последний год выросла, хотя говорить о выходе на точку безубыточности преждевременно. За шесть месяцев 2010 года значение рентабельности активов составило -13,3%, при этом за аналогичный период 2009 года этот показатель был в два раза ниже. "Рентабельность прямого страхования - это лишь вопрос времени, что доказывает и опыт наших зарубежных коллег. Средний срок окупаемости проекта прямого страхования составляет от пяти до семи лет ", - комментирует Мария Мальковская.


Расходы на ведение дела у прямых страховщиков сокращаются, хотя и низкими темпами. Доля расходов на ведение дела в первом полугодии 2010 года составила 86%, сократившись по сравнению с первым полугодием 2009 года на 6 процентных пунктов. У прямых страховщиков доля расходов на ведение дела заметно выше среднерыночных значений (42% за первое полугодие 2010 года). При этом основная часть расходов прямых страховщиков - управленческие. Доля расходов по страховым операциям находится на низком уровне и сокращается. Следовательно, в среднесрочной перспективе, когда окупятся издержки на создание колл-центров, вложения в IT-систему, а затраты на рекламу уменьшатся, доля расходов на ведение дела у прямых страховщиков значительно сократится.


Показатели убыточности сокращаются и за счет более качественного андеррайтинга. Коэффициент убыточности нетто у прямых страховщиков за шесть месяцев 2010 года составил 93,3%, сократившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 7 процентных пунктов. Комбинированный коэффициент убыточности прямых страховщиков вслед за снижением доли РВД также заметно уменьшается (более чем на 30 п. п. за последний год).


Достижение среднерыночных значений будет во многом зависеть от экономии от масштаба, которая, как показывает мировая практика, возможна после охвата 5% страхового рынка или 12-15% рынка автострахования.


Прямое будущее


Объем рынка прямого страхования по-прежнему невелик. Однако доля взносов, собранных прямыми страховщиками, растет. По оценкам "Эксперт РА", в рамках прямого страхования в первом полугодии 2010 года было собрано 0,95 млрд рублей. Доля прямого страхования по рынку в целом составила 0,33%, во взносах по автострахованию - 0,9%.


Лидерами рынка прямого страхования являются как специализированные прямые страховщики, так и универсальные компании, развивающие прямые каналы продаж. При этом в первом полугодии 2010 года универсальные страховщики усилили свои позиции на рынке прямого страхования. Темпы прироста взносов по прямому страхованию отдельных универсальных страховщиков превышают среднерыночные показатели.


По прогнозам " Эксперт РА ", в 2011 году совокупный объем премий, полученных по прямому страхованию, достигнет 3,2 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 52%. Доля прямого страхования в совокупных взносах в 2012 году достигнет 2,5%, во взносах по автострахованию - 7%. При этом выход на новый уровень качества андеррайтинга в прямом страховании заложил основы для более эффективного роста этого рынка в будущем.


Появление новых игроков на рынке прямого страхования ускорит рост этого сегмента. За прошедший год не появилось ни одной новой компании, занимающейся прямым страхованием. Все участники страхового рынка отложили запуск проектов прямого страхования до окончательного завершения кризиса. По прогнозам " Эксперт РА ", отложенные во время кризиса проекты прямого страхования как в рамках универсальных компаний, так и в качестве специализированных прямых страховщиков будут реализованы в 2012 году.


Прямые страховщики осваивают и другие виды страхования, не останавливаясь на одном лишь автостраховании. " Эксперт РА " прогнозирует, что доля страхования имущества физических лиц, страхования выезжающих за рубеж и других видов страхования в портфелях прямых страховщиков увеличится с нынешних 7 до 12% в 2012 году.


Темпы роста прямого страхования в России зависят от преодоления основных ограничений. Так, если полисы разрешат продавать в электронном виде, доля прямого страхования в совокупных взносах достигнет 4%, во взносах по автострахованию - 10%. Драйвером роста прямого страхования могут также послужить создание единой базы ДТП, когда в разы сократятся расходы на предстраховой осмотр автомобиля, и рост страховой грамотности россиян.


Полную версию исследования смотрите на сайте www.raexpert.ru


Место за 2009 г.


Место за 1-е полугодие 2010 г.


Компания Характеристики


Страховые премии, полученные при обращении в страховую компанию через интернет или колл-центр (тыс. руб.) 2008 год


1 полугодие 200-2009 год


1 полугодие 2010


1 2 "Интач Страхование" Прямое страхование 295499 299500 571 768 250 961


2 1 "Ренессанс Страхование" Прямое страхование 98 882 232 141 405 236 308 603


3 3 "КИТ Финанс Страхование" Прямое страхование 48 700 129 237 241 444 157 254


4 4 РОСНО Прямое страхование (интернет) 47 594 22 138 122 147 87 099


5 5 "Энергогарант" По ОСАГО, страхованию имущества физических лиц, страхованию от НС и болезней и страхованию выезжающих за рубеж возможен расчет конечной стоимости через интернет, по большинству видов страхования возможна оплата через интернет 92 605 46 226 106 407 47 399


6 6 "Контакт страхование"* Прямое страхование (колл-центр) 33 994 34 883 104 195 39 702


7 7 РСТК Автострахование - возможен расчет конечной стоимости полиса и его оформление через интернет н. д. н. д. 85 262 17 812


8 9 "Уралсиб" Практически по всем видам страхования возможно оформление полиса через интернет н. д. н. д. 30 275 13 110


9 8 МАКС По автострахованию, страхованию имущества физических лиц, страхованию от НС и болезней возможен расчет конечной стоимости, оформление и изменение параметров полиса через интернет н. д. н. д. 12 936 14 099


10 10 "АльфаСтрахование" Прямое страхование (колл-центр: возможен расчет конечной стоимости полиса и его оплата через интернет плюс дистанционное оформление полиса и изменение его параметров - с оговоркой) н. д. 22 856 н. д. 1 689


Источник: "Эксперт РА" по данным компаний. В ренкинг включены только компании, предоставившие данные.


*По данным ФССН о совокупных премиях по страховым компаниям.