«Умное Страхование» позволит сэкономить на КАСКО

24.09.2014

Многие автомобилисты (на языке страховщиков - страхователи) знают, что цена полиса зависит от целого ряда показателей: возраста и водительского стажа автомобилиста, модели и марки машины, ее характеристик, региона ее регистрации и т. д. Но ведь даже сходные по подобным признакам автомобилисты могут ездить совершенно по-разному. Берем для примера двоих взрослых мужчин с большим стажем на условном Hyundai Solaris. Один ездит, будто даже выдохнуть резко стесняется. Чтобы ни единый стебелек перевозимой рассады не переломился. Другой же за секунду до включения зеленого сигнала светофора утапливает педаль газа в пол, а бьет по тормозам лишь в последний момент перед препятствием. Понятное дело, второй потенциально более опасен для соседей по потоку и себя самого. Но за полис КАСКО они платят одинаково. Справедливо ли это? Тот, кто водит аккуратно, конечно, не согласится. Ведь он менее опасен хотя бы по причине своей большей предсказуемости. Впрочем, об этом мы с вами можем поспорить в комментариях ниже.

Возвращаемся к теме. Страховые продукты развиваются, и компании на Западе взяли на вооружение телематику.

Это система наблюдения, которая считает показатели, позволяющие измерить, насколько аккуратно человек водит машину. В страховании уже появились общепринятые принципы, в англоязычном исполнении они звучат как pay as you drive или pay how you drive (PAYD и PHYD), что значит «платишь за то, сколько ездишь» и «платишь за то, как ездишь». В 2000-х подобные программы заработали в США, некоторых странах Европы и Японии, - объясняет Мария Мальковская, гендиректор страховой компании INTOUCH.

И только в октябре первый подобный продукт - «Умное Страхование» - появился в России. В чем его суть? Покупателю полиса КАСКО предлагают получить скидку до 20%, если он подтвердит, что ездит аккуратно. Для этого он разрешает установить на его авто мониторинговое устройство, которое будет фиксировать режим работы авто. Срок мониторинга - один месяц. На деле все это очень просто: в диагностический разъем, который есть в любом современном автомобиле, вставляется прибор размером меньше сигаретной пачки. И все. От водителя более ничего не требуется. На его карман работает эта штуковина.

Мониторинговое устройство - подключение к диагностическому слоту автомобиля
Диагностический слот у разных машин располагается в разных местах. В бюджетных Renault - в бардачке, в стареньких Peugeot - под рулем под крышкой на панели, в Mitsubishi (на фото) - под рулем на открытом доступе. Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Прибор имеет GPS-модуль и SIM-карту. То есть он способен измерять:

  • пробег авто в км,
  • время в пути,
  • скорость движения,
  • общее время движения и стоянки,

А также показывать:

  • географическое положение с привязкой к координатам,
  • число резких торможений и ускорений,
  • среднее время движения с повышенной скоростью.
Умное Страхование - мониторинговое устройство
Вот такой маленький прибор позволяет контролировать машину на расстоянии. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Строго говоря, из диагностического разъема можно «вытащить» гораздо больше информации, вплоть до состояния и технических неисправностей автомобиля, но нет такой цели. Цель - понять, к какой категории относится водитель: он спокойный, как удав, и осторожный, как сапер, или он резкий, как газвода. Критерии, надо сказать, они разработали сами, то есть математические показатели, что есть движение с повышенной скоростью, насколько динамичный разгон или насколько резкое торможение - это их субъективные требования. В принципе, право имеют, они же не наказывают лихачей штрафами, они поощряют скидкой аккуратных. С их точки зрения.

Информация, которая снимается устройством, отправляется в их вычислительный центр, где ПО оценивает все показатели и выдает свое резюме. Прямо почти в режиме реального времени. Для упрощения в качестве оценки используются баллы. От этих баллов и зависит потом скидка. Максимум - 10 баллов - это для «аккуратистов». «Кол», соответственно, для безбашенных ухарей. Если по итогам тестового месяца водитель набирает 8-10 баллов, ему вернут на банковскую карточку 20% стоимости полиса КАСКО, которую он заплатил. Заплатил 50 тысяч, вернут 10, это, согласитесь, совсем не мало. Если 6-8 баллов, то 10%. Остальные скидку не получают, но и штрафы им тоже не полагаются. Штрафы они, скорее всего, будут должны в казну страны в виде штрафов ГИБДД.

Для пущего интереса и самоконтроля автовладелец (точнее, страхователь, и это важный момент, к нему мы еще возвратимся) может скачать (бесплатно) на свой смартфон приложение «Умное КАСКО» и следить за показаниями в режиме реального времени. Приложение покажет местонахождение автомобиля, все его поездки с привязкой к карте. А также количество резких торможений, резких разгонов и количество минут движения на повышенной скорости. Кроме того, арифметически посчитает количество затраченного топлива и его стоимость. Правда, вводные данные о цене и расходе вам нужно будет «вбить» вручную.

Умное Страхование - приложение для мобильного телефона
Так выглядит приложение для мобильного, вот вам вся информация: длина отрезка, израсходованное топливо и его цена, разгоны, торможения, скоростной режим. Число 10 слева - это баллы. При такой оценке скидка - 20%. Фото: Андрей ГРЕЧАННИК
Умное Страхование - приложение на смартфоне
Корреспондент kp.ru всегда ездил только на «десятку» - это максимальный балл, за который полагается скидка в 20% от цены полиса КАСКО. Лишь один раз немножко погонял, допустил одно резкое торможение, прибор влепил «шестерку». Но и этот бал дает право на скидку. Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Жуликам не беспокоиться

Естественно, наш человек первым делом начнет придумывать варианты, как объегорить систему. Даже не разобравшись для себя, как он ездит, ведь, может, ничего выдумывать и не надо. Но азарт выше, хочется же обмануть. Например, поставит автомобилист такой гаджет на свой AMG, но для получения идеального результата переткнет его в smart жены. Не выйдет. Точнее, он воткнется и заработает, но ПО страховщика определит, что машина не та. И право на скидку, как говорится, переходит в зрительный зал. Можно и просто-напросто вынуть прибор и оставить на столе или даже в гараже. Но нет, и это будет видно страховщику, а в договоре будет указано, что снятие с автомобиля устройства лишает права на скидку. Возвращаемся к тому же: речь ведь не идет о штрафе, речь идет о бонусе. То есть компания не ограничивает вас в правах, она дает скидку. Естественно, на своих условиях.

Мечта домашнего тирана

И вот тут всплывает еще одна интересная функция телематики. Этот маленький приборчик позволяет отследить машину, на которой он стоит. И все ее маршруты. Застраховал машину жены, ставишь в нее такой прибор, устанавливаешь приложение себе на мобильный, и вот она, вся история ее перемещений, видна как на ладони. Можно позвонить в случае чего: «Дорогая, а ты сейчас где?» Занятно, не правда ли? Ну или у мужа стоит в машине такой прибор - бдительной жене достаточно скачать приложение в свой мобильный и войти в него по номеру машины и последним цифрам номера страхового договора. «Посмотрим, на какой такой работе ты задержался». Или сына, по молодости горячего, можно осадить за его светофорные старты и «шашки» на трассе. Это даже педагогично.

А если речь идет о бизнесе, так это еще более актуально. Где мотается наемный шофер? Куда поехала служебная машина? Все ходы записаны. Да, для этой роли больше подойдет телематический противоугонный комплекс, такие тоже существуют. У них больше функций, но речь сейчас о сути - этот тоже кое-что может.

И вот еще что: за подобными средствами - будущее. Аналогичные приборы сами смогут вызывать спасателей, если случится авария. И вообще, функционал их ну прямо велик: они могут передать всю информацию об автомобиле, больше, чем знает водитель. Банальные «что, где, когда» - это далеко не все. Неисправности силовой установки, закрыты ли двери, сколько бензина в баке, какая температура внутри и снаружи - прибор знает все, что знает о машине ее электронный «мозг». И даже чуть больше, если умеет слышать или видеть посредством микрофона и видеокамеры. И он позволяет вам узнать об этом, даже находясь на краю света. Была бы связь или интернет под рукой. Правда, есть много людей, которых страшит перспектива оказаться под колпаком. Тут же вспоминается недремлющий «Большой брат» и прочие ужастики. Что ж, это их жизнь, имеют право сопротивляться и отказываться. Вот только точно такая же SIM-карта установлена в мобильном, что лежит в кармане.

Вопросы и ответы

Сколько стоит мониторинговое устройство?

Оно устанавливается клиенту бесплатно за счет страховой компании. Это может сделать курьер, доставивший прибор автовладельцу.

Влияет ли это на гарантию машины?

Нет, никак, оно не является вмешательством в сам автомобиль.

Кто будет следить за водителем?

Доступ к данным имеет только страховая компания и оператор сотовой связи, который имеет с ней договор. В допсоглашении к договору КАСКО прописывается обязательство страховщика о неразглашении. Доступ в личный кабинет осуществляется посредством ввода адреса e-mail и пароля пользователя.

Можно ли подключить другое телематическое устройство, например, противоугонный комплекс с похожей функцией?

Нет, нельзя. Страховщик получает информацию посредством своего ПО только от своего устройства по каналу связи конкретного оператора, с которым у них есть соглашение. В данном случае это МТС.

Работает ли устройство в роуминге или при отсутствии сигнала связи?

Да, но не передает информацию, а накапливает ее. При появлении связи она передается на сервер.

Будет ли меняться порядок работы системы?

Да, пока это только пилотный проект. В процессе проработка внедрения фиксации резких поворотов и перестроений. Возможно, будут заложены функции обучения водителя осторожной езде.