Михаил Ефимов (INTOUCH) о потенциале модели прямого страхования

31.10.2014

iBusiness: Ваша страховая компания, пожалуй, наиболее активна в интернете из всех представленных на российском рынке. Можно ли считать это вашей отличительной моделью развития бизнеса? Почему, на ваш взгляд, другие, в том числе и прямые, страховщики пока еще достаточно консервативны в этом смысле?

Михаил Ефимов: Когда компания INTOUCH выходила на рынок, мы сразу четко определили свой фокус — это модель прямого страхования. Уже тогда мы верили, что люди готовы к такой специфике бизнеса, когда полис оформляется онлайн или по телефону. Такая модель на этапе запуска позволила нам значительно отличиться от конкурентов тарифами — мы могли предложить клиентам полисы на 25 – 30% дешевле за счет отсутствия сети офисов и агентов, комиссия которых существенно отражается на стоимости.

Не можем согласиться, что страховщики остаются консервативны в отношении этого канала продаж. С проникновением интернета и развитием электронной коммерции, а главное — готовностью людей оплачивать подобные покупки онлайн многие страховые компании обратили внимание на онлайн-продажи и стали заниматься ими как минимум в более «простых» видах: чаще всего онлайн люди покупают страхование выезжающих за рубеж.

О развитии в кризисных условиях

iBusiness: По-прежнему ли в планах компании выйти на безубыточность к 2015 году? Какие факторы могут этому препятствовать? Может ли сказаться общий спад в данном рыночном сегменте, наблюдаемый в последнее время?

Михаил Ефимов: Мы по-прежнему планируем добиться своего главного прорыва по результатам 2015 года. Безусловно, мы зависим от экономических обстоятельств. Однако во всех этих условиях нам удается из периода в период демонстрировать рост, превышающий развитие самого страхового рынка в несколько раз. Даже в стагнирующей обстановке в сфере автомобильного бизнеса нам удается показывать значительный рост сборов по каско относительно всей отрасли без ущерба для прибыльности компании.

iBusiness: Появились какие-либо сложности в работе на российском рынке в связи с тем, что вы все-таки являетесь международной компанией с 30%-ным участием в капитале ЕБРР? Есть ли какие-то трудности в том числе и с поставками высокотехнологичного оборудования?

Михаил Ефимов: Мы не столкнулись ни с какими негативными последствиями зарубежного происхождения наших акционеров. Наш главный ресурс — экспертиза в прямом страховании и сотрудники, работа которых позволяет показывать такие финансовые результаты, несмотря на трудности рынка.

iBusiness: Помимо российского рынка, вы также работаете и в Польше. Чем принципиально отличается страховой бизнес в этих странах?

Михаил Ефимов: Его принципиальное отличие от нас состояло в различном положении рынков. Фундаментальная разница проявляется и в отношении людей к прямому страхованию, и в рыночной ситуации.

В Европе прямое страхование появилось значительно раньше, чем в России. На это повлияла и общая страховая культура, и финансовая грамотность. Там со стороны потребителей нет предрассудков, например, о том, что качественная компания не может обойтись без сети офисов и т.д. С другой стороны, польский страховой рынок очень насыщен, возможностей быстро и качественно расти на нем уже долгое время не было и нет.

О регулировании страхового рынка

iBusiness: Что на сегодняшний день, по вашему мнению, необходимо оптимизировать в российском нормативно-правовом регулировании страхового бизнеса?

Михаил Ефимов: Конечно, «темой года», безусловно, остается ОСАГО. Законотворцам вместе со всем рынком надо понять, как работать в новых условиях. Некоторые детали вступивших в силу поправок касаются еще не закрепленных документально процедур. Например, это безлимитный европротокол в Москве, Санкт-Петербурге и их областях. По нему не до конца проработаны регламенты, а от них существенно зависит положение страхового бизнеса.

О новых направлениях

iBusiness: Чем обусловлено расширение направлений страхования в INTOUCH, ранее специализирующейся только на автостраховании? Такие направления, как, например, страхование жизни, имущества и выезда за рубеж, действительно стали более востребованы россиянами?

Михаил Ефимов: Прежде чем предлагать рынку новый продукт, мы всегда спрашиваем, нужен ли он нашим клиентам. В какой-то момент мы поняли, что они готовы к нашему продуктовому расширению. Более того, к этому моменту мы уже обладали достаточными знаниями о том, как в модели прямого страхования воплотить и страхование выезжающих за рубеж, и страхование имущества, и страхование от несчастных случаев. Это позволяет нам максимально комплексно подойти к удовлетворению потребностей наших клиентов.

О потенциале рынка и отрасли

iBusiness: Что бы вы посоветовали тем своим коллегам, которые только начинают свою деятельность на рынке? Каких ошибок следует избегать?

Михаил Ефимов: Есть ощущение, что на фоне текущей рыночной обстановки стоит особое внимание уделить контролю портфеля, продуктовой линейке и регионам представительства. Первый пункт обусловлен ситуацией, в которой рынок ощутимо чистится и без должного внимания нет уверенности, что портфель получится качественным. Очевидно, что при желании получить прибыль как можно скорее лучше фокусироваться на менее убыточных продуктах. Наконец, есть смысл начинать с центральных регионов, потому что в короткий срок они смогут дать нужный объем аудитории.

iBusiness: Имеет ли, по-вашему, смысл другим российским страховщикам выходить на зарубежные рынки? В частности, в страны Восточной Европы?

Михаил Ефимов: Конечно, в первую очередь необходимо учитывать особенности регуляции рынка в каждом конкретном случае, т.к. от страны к стране они могут сильно отличаться. То, что работает в России, может быть вне практики другого рынка, и наоборот. Все это влияет на требования к капитализации, учет убытков и т.д.

iBusiness: Насколько эффективным оказался проект «Движения за ответственное вождение», инициированный вашей компанией? Действительно ли он вышел за рамки удачного маркетингового хода и в некотором роде уже социализировался и существует сам по себе?

Михаил Ефимов: Мы никогда не рассматривали движение как маркетинговую кампанию. В какой-то момент мы поняли, что активная позиция, через которую мы можем влиять на безопасность дорог и внимание водителей к ответственному поведению, — это важнейшая часть нашей корпоративной культуры и миссии компании. Это наша социальная инициатива, и она не может «существовать сама по себе». Для того чтобы проект из слов превратился в действие, над ним нужно работать и вовлекать в него все большее число людей.

В рамках движения мы проводим различные активности. Например, прошедшей весной мы попросили людей установить приложение «Ответственные километры» и ездить с ним без превышения скорости. За каждую ответственную поездку приложение начисляло виртуальную сумму в общий растущий фонд. По окончании проекта, когда поездок стало так много, что их сумма достигла 1 млн рублей, INTOUCH передала уже реальные деньги на помощь пострадавшим в ДТП. На эту кампанию мы получили очень позитивный отклик как наших клиентов, так и просто вовлеченных водителей, которые отметили, что даже медленно ползти в пробке им теперь было не так грустно.

Об окружающей информационной среде

iBusiness: Какие онлайн-СМИ предпочитаете вы лично? С каких устройств их читаете? Что вас раздражает в российских онлайн-СМИ? И что интересно в большей степени — текстовая информация или инфографика?

Михаил Ефимов: Думаю, как и у многих страховщиков, день начинается с ASN. Также читаю «Ведомости», «Коммерсант». Как правило, потребляю СМИ только в онлайне — все-таки и специфика бизнеса подразумевает глубокую погруженность в интернет.

iBusiness: Чье мнение для вас авторитетно в профессиональном экспертном сообществе?

Михаил Ефимов: Всегда интересно услышать мнение профессионалов, которые возглавляют крупные и успешные компании, достигающие ярких результатов из года в год. Они всегда могут поделиться релевантным опытом.

Источник: iBusiness.ru